Выборы в Белоруссии — 9 августа точка поставлена не будет
Нынешние выборы президента Белоруссии уже стали одними из самых странных за все время независимости республики. Довольно невнятные кандидаты, массовые задержания противников действующего главы государства, протестное движение за пределами столицы, неоднозначное отношение к происходящему со стороны простых белорусов и, что самое главное, неразрешенный конфликт между Минском и Москвой. На этом фоне абсолютно справедливо возникает вопрос о том, как ситуация вокруг президентских выборов будет развиваться не только 9 августа, но и после. Тем более что перед белорусскими властями вполне может возникнуть проблема признания международным сообществом итогов голосования.
Как известно, начиная с середины 1990-х годов ни Европа, ни США формально не признавали результатов ни парламентских, ни президентских выборов в Белоруссии. Кроме того, не признали они и итоги референдумов 1996 и 2004 годов, которые и создали нынешнюю политическую структуру республики. В Брюсселе и Вашингтоне неоднократно подчеркивали, что все эти электоральные кампании проводились с многочисленными нарушениями со стороны властей, а результаты голосования были сфальсифицированы. Добавляли масла в огонь и заявления ряда международных организаций, в первую очередь Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), которые напрямую указывали на то, что в Белоруссии выборы нельзя называть прозрачными и соответствующими демократическим нормам.
В итоге первый и пока единственный президент Белоруссии Александр Лукашенко, как и избираемые на парламентских выборах депутаты, все еще остаются формально непризнанными на Западе государственными деятелями. Хотя на деле все это никак не мешает официальному Минску продолжать сотрудничество как с Евросоюзом, так и с США. Более того, несмотря на происходящее в Белоруссии, западные партнеры давно намерились нормализовать свои отношения с белорусскими властями и уже приготовились к еще одному пятилетнему сроку Лукашенко. Единственным условием со стороны Запада оставалось спокойное проведение президентских выборов, без массовых арестов и новых политических заключенных, после которых бы не пришлось в очередной раз заявлять о диктатуре в Белоруссии, а также рассматривать введение новых санкций. Однако, как показал ход нынешней предвыборной кампании, в Минске не решились слишком серьезно демократизировать избирательный процесс, сведя его к 9 августу к прежним, уже давно оправдавшим себя схемам. В стране вновь прокатились массовые задержания, альтернативным кандидатам фактически закрыли возможность для общения со своими избирателями, а избирательные комиссии, как и прежде, стали рапортовать о рекордном массовом досрочном голосовании белорусов.
Все это можно было наблюдать и в прошлые кампании, когда власти Белоруссии полностью контролировали ход событий. Однако в нынешнем году ситуацию серьезным образом «испортила» Россия. Здесь можно напомнить не только о непонятной для официального Минска позиции Кремля в отношении белорусских выборов и их возможного победителя, но и фактическом кризисе доверия между двумя сторонами. Достаточно вспомнить об инциденте с 33 задержанными в Белоруссии россиянами, которых власти республики считают «боевиками» частной военной компании «Вагнер» и обвиняют в подготовке массовых беспорядков, грозя часть из них экстрадировать на Украину. Об этом, в частности, заявлял и сам Лукашенко, хотя и в довольно осторожной форме. Так, во время своего довольно неожиданного интервью скандальному украинскому журналисту Дмитрию Гордону белорусский лидер отметил, что Минск может выдать задержанных россиян Киеву только при условии, что их вина будет доказана.
«Суть заключается в том, что генпрокуроры Украины, Белоруссии, России в контакте. Они работают над тем, чтобы была четкая картина… Никто никого не выдает, пока не установят вину, а страна, которая запрашивает, должна доказать вину этих людей», — сказал тогда он.
Позже стало известно, что президент Белоруссии действительно поручил пригласить в страну генеральных прокуроров Украины и России, чтобы вместе разобраться в случившемся. А уже 6 августа украинский и белорусский генпрокуроры Ирина Венедиктова и Александр Конюк в ходе телефонной беседы обсудили вопрос экстрадиции задержанных россиян.
При этом стоит заметить, что, заявляя о своем решении привлечь к разбирательству вокруг инцидента с «боевиками Вагнера» Киев, Александр Лукашенко с каждым разом становился все менее категоричен в оценке происходящего. Если еще несколько недель назад он однозначно заявлял о вмешательстве во внутренние дела Белоруссии со стороны России, то накануне выборов он отметил, что и сам не знает, кто ведет против Белоруссии гибридную войну.
«Честно признаюсь, и, наверное, вы мне нового не скажете: мы не знаем, на что они способны. Мы даже не знаем, кто они. Или это американцы с натовцами, или из Украины нас кто-то поджимает, или нас восточные братья так сильно „любят“ — мы даже не знаем. Идет гибридная война против Белоруссии, и мы должны ждать пакостей с любой стороны. Что мы, кстати, и делаем», — заявил белорусский лидер.
Однако все эти заявления нисколько не убедили российскую сторону, а МИД РФ в очередной раз потребовал вернуть задержанных россиян на родину. И по всей видимости, в Москве не будут отправлять в Минск своего генерального прокурора, так как там считают, что вся история с задержанием россиян является «спектаклем», который может иметь «печальные последствия».
При этом «печальные последствия», как считают аналитики, могут быть не только в сфере торгово-экономического сотрудничества двух стран. Это Белоруссия и Россия проходили не единожды, и в Минске уже привыкли к возможным вопросам в двусторонней торговле. Сегодня же речь вполне может идти о более серьезной реакции Москвы на последние действия белорусских властей — вопросе признания предстоящих выборов в Белоруссии.
До 2020 года Москва еще ни разу не заявляла о том, что выборы в соседней с ней республике носили недемократический характер. В Белоруссию с удовольствием приезжали многочисленные делегации наблюдателей — как напрямую от ЦИК РФ, так и в составе международных организаций и от СНГ. И каждый раз российские представители отмечали прозрачность и честность выборов, после чего Москва поздравляла Александра Лукашенко с победой. Сегодня же оказалось, что Россия решила поступить иначе, фактически проявив солидарность с позицией Запада относительно нынешней президентской кампании в Белоруссии.
Как известно, главной проблемой признания белорусских выборов для местных властей всегда были так называемые независимые наблюдатели. Поэтому в прошлые годы их стремились допускать к избирательным участкам по минимуму, а в ряде случаев и вовсе запрещали на них находиться. При этом к представителям международных организаций отношение было иное, хотя, как правило, их оценка происходящего никогда не устраивала официальный Минск. В нынешнем же году оказалось, что наблюдение за выборами в Белоруссии сведено к минимуму и проходит в основном при помощи местных организаций и прогосударственных партий. Например, на участках находятся представители Федерации профсоюзов Белоруссии (ФПБ), Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ), республиканского общественного объединения «Белая Русь» и Белорусского общественного объединения ветеранов. Более того, как заявил 6 августа Лукашенко, в случае альтернативного подсчета голосов и попытках опротестовать результаты голосования в судах власть будет предпринимать меры не в отношении избирательных комиссий, а тех, кто жалуется. 7 августа глава белорусского ЦИК Лидия Ермошина и вовсе сообщила, что разработанная для независимого подсчета голосов интернет-платформа «Голос» «создана с целью создание искаженного результата выборов, для того чтобы девальвировать официальный результат голосования и на этом основании организовать массовые беспорядки». Таким образом, ни о каком неконтролируемом властями независимом наблюдении за нынешним голосованием сегодня речи не идет.
Всего, по официальным данным белорусского ЦИК, в республике к началу досрочного голосования 4 августа было зарегистрировано более 45 000 наблюдателей. При этом аккредитовано 243 иностранных представителя, из которых 179 по линии СНГ. Кроме того, за выборами разрешили наблюдать еще 64 дипломатам иностранных посольств, которые работают в Минске, в том числе и России. Одновременно формально Белоруссия якобы приглашала БДИПЧ ОБСЕ, однако позже оказалось, что сделано это было не по правилам, а сами европейцы отказались ехать на наблюдение из-за коронавируса. Для сравнения: на президентских выборах 2015 года в стране работали более 920 международных наблюдателей, в том числе от БДИПЧ — 344, от СНГ — 387.
Однако самое неприятное оказалось в том, что 4 августа глава Центризбиркома РФ Элла Памфилова сообщила, что его представители не поедут на выборы в Белоруссию. По ее словам, «ЦИК России не получала традиционного официального приглашения со стороны своих белорусских коллег, которое заблаговременно направляется в соответствии с имеющимся двусторонним соглашением о сотрудничестве от 4 июня 1998 года». Кроме того, в Москве посчитали невозможным «направить в Белоруссию своих представителей и в составе наблюдательной миссии СНГ, принимая во внимание, мягко говоря, весьма специфическое отношение руководства Белоруссии к коронавирусной пандемии». Правда, в белорусском Центризбиркоме ранее была сделана попытка оправдать свои нынешние действия сложной эпидемиологической обстановкой в стране. Как отмечала Лидия Ермошина, «мы не приглашали ни один ЦИК ни из одной страны», так как «это было связано с тем, что мы не можем обеспечить своим коллегам безопасность в условиях пандемии коронавируса». Притом что Александр Лукашенко уже не один раз заявлял, что Covid-19 в республике побежден. В конечном счете оказалось, что на выборах в Белоруссии будут работать только дипломаты, которых пригласил МИД, и те, кого местный ЦИК захотел видеть на избирательных участках. В том числе речь идет о представителях России, которые в большинстве своем либо приехали от Госдумы в составе миссии СНГ, либо как частные лица. И это может стать для официального Минска серьезной проблемой.
Стоит заметить, что ранее белорусские власти заявляли о своей открытости и рассчитывали на то, что российские наблюдатели приедут на выборы и вновь признают их состоявшимися и соответствующими всем международным стандартам. В таком случае Минск мог в очередной раз проигнорировать недовольство Запада, так как основной партнер Белоруссии продемонстрировал бы свою готовность и дальше сотрудничать с политическим режимом Александра Лукашенко. Теперь же этот вопрос остается открытым.
В настоящее время неясно, как будет реагировать Москва на результаты голосования 9 августа. Особенно на фоне нерешенного вопроса о задержанных в Белоруссии россиянах, который для Кремля уже стал делом принципа. Неслучайно в адрес белорусских властей впервые за долгие годы прозвучали крайне резкие заявления со стороны высших государственных чиновников России. Например, можно вспомнить недавние слова нового руководителя Россотрудничества Евгения Примакова. По его мнению, Лукашенко «намёками на российское вмешательство во внутренние дела республики, граничащими с угрозами броскими фразами про „запылает до Владивостока“, арестами российских граждан и передачей их данных украинским спецслужбам демонстрирует готовность порвать с Россией». Поэтому Примаков считает, что российской стороне «давно стоит посчитать те силы, те средства, ресурсы, которые мы с братской любовью, редко и робко спрашивая, что там было и на что потрачено, вкладывали в Белоруссию», чтобы понять, «доходила ли вся эта помощь, содействие и прочее до наших братьев или работала в основном на то, чтобы именно элиты республики чувствовали себя уверенно ещё год, два, пять, десять». И несмотря на то, что глава Россотрудничества заявил, что это его личное мнение, оно так или иначе отражает суть нынешних настроений в Москве. И даже прошедший 7 августа телефонный разговор между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко не внес никакой ясности в происходящее.
Таким образом, предстоящее 9 августа голосование на президентских выборах в Белоруссии и объявление победителя не станут окончательной точкой в нынешней президентской кампании в республике. Официальному Минску так или иначе придется решать вопрос о признании итогов подсчета голосов со стороны своих международных партнеров, в первую очередь России и стран Запада. При этом их позиция, в отличие от прошлых электоральных кампаний, вполне может оказаться схожей, что только усугубит ситуацию. Как из нее будет выходить новое руководство республики, в настоящее время неясно.