Сменщика Квята скоро выгонят из «Формулы-1»
Сменщика Квята скоро выгонят из «Формулы-1»
Май 22nd, 2018 admin Но заменить его некем.
Прошлой осенью команда концерн «Ред Булл» исключил Даниила Квята из своей гоночной программы и на освободившееся место в команде «Торо Россо» взял Брендона Хартли. Новозеландец, некогда числившийся в молодежной системе «быков», к 27 годам взял пару титулов в гонках на выносливость, одержал победу в «24 часах Ле-Мана», скопил большой опыт работы с гибридными моторами (столь полезным в современной «Ф-1») и оказался чуть ли не единственным, у кого была суперлицензия и не было контрактов с командами в других сериях.
С тех пор Брендон проехал девять Гран-при, однажды заработал зачетные очки и проявил несколько положительных качеств: открытость, оптимистичный настрой и умение просто и понятно излагать свои мысли (чем воспользовался официальный сайт серии, раскрутивший пилота на «блог новичка»). «Киви» впечатлил и в техническом отношении: как оказалось, никто в пелотоне не умеет столь эффективно пользоваться гибридной составляющей силовых установок и экономить топливо. Однако благодаря одним лишь «бухгалтерским» навыкам в «Ф-1» задержаться непросто, а в остальном Хартли серьезно подпортил себе репутацию из-за большого количества глупейших инцидентов.
Например, в Бахрейне он схватил штраф за нарушение установленного порядка на прогревочном круге (пропустил Серхио Переса и не обогнал до конца «разминочной петли»). На следующем Гран-при в Китае у него возникло недопонимание с командой по поводу размена позиций с напарником, результатом которого стали авария и сход. В Баку Брендон своими неожиданными маневрами чуть не спровоцировал еще одно опасное столкновение с Пьером Гасли. В Барселоне все закончилось совсем плохо: в практике Хартли совершил идиотскую ошибку новичка (наезд на траву при входе в поворот) и превратил болид в кучу хлама, пропустив квалификацию и обеспечив бригаду механиков работой по восстановлению техники для гонки на всю ночь.
Примеры прошлых лет вряд ли успокоят парня – у консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко разговор с «косячниками» обычно короток и безжалостен, и Брендон рискует вылететь из команды практически в любой момент: как сообщает голландская пресса, Гран-при Монако может стать последней гонкой парня в «Ф-1». Конечно, ситуация в молодежной «бычьей» структуре за неполный год не улучшилась, но австрийский босс славится абсолютной непредсказуемостью.
Но кто же может заменить пилота, и без того взятого в «Торо Россо» из-за отсутствия альтернатив?
Дэн Тиктум
Последний молодой гонщик из системы «Ред Булл Джуниор», способный перейти в чемпионат мира (остальным ребятам еще несколько гоняться в картинге). Тем не менее, 18-летний лондонец фактически ничего в карьере и не выиграл, кроме последнего Гран-при Макао — да и та победа досталась ему во многом случайно из-за аварий двух лидеров в финальном повороте.
Сейчас Тиктум выступает в европейской «Формуле-3», занимает седьмое место в общем зачете с одним заездом на подиум из трех гонок (лучший результат в команде). На данный момент у него нет суперлицензии для выступлений в «Ф-1», так что по ходу сезона он Хартли точно не заменит, да и победа в чемпионате не позволит ему набрать нужное для дебюта количество баллов ФИА. Именно поэтому переход Дэна в «Торо Россо» в ближайшее время маловероятен, хоть и выглядит весьма логично в контексте функционирования молодежной программы. В таких условиях доктор Марко попросту вынужден рассматривать варианты из числа бывших протеже и даже со стороны.
Александр Албон
22-летний тайско-английский гонщик, в прошлом уже числившийся в программе «Ред Булл», обладает неплохой финансовой поддержкой и достаточно уверенно смотрится в текущем сезоне «Формулы-2», занимая второе место в общем зачете при одной победе и двух подиумах. По уровню пилотажа Албон не уступает распиаренным (но и гораздо более молодым) Джорджу Расселлу и Ландо Норрису, а по стабильности вовсе их превосходит — и, пожалуй, для Александра как раз настал лучший момент для попытки штурма «Формулы-1».
Однако его предыдущих результатов за последние три года (второе место в GP3, 10-е в «Ф-2» и 7-е в «Ф-3») тоже не хватает для получения суперлицензии. Следовательно, он точно не сможет заменить Хартли по ходу сезона и получит теоретический шанс лишь в начале следующего — и то если не упадет ниже пятого места в общем зачете.
Шон Гелаэль
Наследник одного из самых богатых людей Индонезии уже шесть раз принимал участие в тестах в составе «Торо Россо», и даже числится среди резервных пилотов команды. В данный момент 21-летний спортсмен гоняется в «Формуле-2» за лучшую команду серии «Према», но лишь изредка попадает в топ-10 (суммарно один подиум за почти четыре сезона).
Слабые результаты Шона как раз и не позволяют его отцу просто выкупить место в «Ф-1»: у парня тоже не хватает очков для суперлицензии — и, честно говоря, вряд ли когда-то хватит: для этого ему нужно финишировать в топ-3 общего зачета нынешнего чемпионата, а индонезиец находится лишь на 12-й позиции. Пожалуй, его можно назвать одним из самых бесталанных рента-драйверов новейшего поколения — и как раз для фильтрования таких типов ФИА и внедрила систему суперлицензий. Кроме того, Гелаэль никогда не входил в систему «Ред Булл» – скорее всего, австрийцы просто пополняют бюджет деньгами его отца безо всяких долгоиграющих планов.
Сержиу Сетте Камара
19-летний бразилец – тоже бывший член «Ред Булл Джуниор» – и его даже можно считать одним из главных претендентов на место в «Торо Россо». Все из-за национальности: в пелотоне больше не осталось соотечественников Айртона Сенны, хотя португалоязычная часть Южной Америки традиционно считается крупным гоночным рынком — и австрийская корпорация вполне может устремиться за новой аудиторией и вернуть «Формуле-1» пилота из Амазонии. В то же время Сержиу пилотирует на вполне приемлемом уровне и уже завоевал два подиума в «Формуле-2».
Однако на пути у него стоит проблема, как раз стоившая в свое время места в «бычьей программе»: слабая стабильность и низкие шансы на суперлицензию. Камара – король в важнейших «кубковых» гонках, умеющий «побеждать сейчас же», но на дистанции длинных сезонов совсем не впечатляет. В результате он дважды поднимался на подиум заезда Masters of Formula 3, однажды был третьим в Макао и еще раз до последнего поворота удерживал там лидерство — но в общих зачетах «формул» ни разу не поднимался выше 11-й позиции. Для получения суперлицензии нужно будет прервать этот тренд и попасть в топ-3 «Формулы-2», улучшив нынешнюю пятую позицию – не самая простая задача с учетом нынешней конкуренции внутри чемпионата.
Пилоты из системы «Хонды»
Моторист «Торо Россо» невероятными темпами двигается к заключению контракта на поставку силовых установок и с основной «бычьей» командой, и вполне может предложить определенные бонусы за трудоустройство одного из своих гонщиков. Таких на данный момент сразу двое: Тадасукэ Макино и Нирэи Фукудзуми. Судя по расписанию их выступлений, японцы решили постараться продвинуть в «Ф-1» именно второго: чтобы повысить шанс на завоевание необходимых для суперлицензии очков, ему купили место и в команде «Ф-2» «Арден», и в лучшем коллективе «Супер-Формулы». В целом решение можно назвать верным: Нирэи достаточно попасть в топ-5 общего зачета каждого чемпионата, чтобы стать реальным претендентом на замену Хартли для 2019 года.
Макино же получит суперлицензию только в случае попадания в топ-3 общего зачета «Ф-2», что видится почти невыполнимым — особенно когда два японца вместо разрыва пелотона весело выбивают друг друга с трассы.
Жан-Эрик Вернь
Наверное, лучший пилот в истории программы «Ред Булл» из числа так и не добравшихся до главной команды теперь блистает и доминирует в «Формуле Е»: француз выиграл три гонки, еще раз поднялся на подиум и создал солидный отрыв в одну победу от ближайшего преследователя. У ЖЭВа точно не возникнет проблем с получением суперлицензии, и он однозначно способен усилить коллектив из Фаэнцы хоть по ходу текущего сезона, хоть в начале следующего — вот только гонщик вряд ли согласится на подобный переход. Вернь наконец нашел свою команду, соревнуется в свое удовольствие, и ему нет никакого смысла возвращаться в объятия тех же людей, однажды отказавшихся от него вместо предоставления освободившегося кокпита в «Ред Булл».
«Меня веселит приглашение Хартли, которого в свое время уволили, чтобы освободить для меня место в «Мировой серии Рено», – прокомментировал француз выбор пилотов перед стартом сезона. – Забавное решение». Вряд ли надеющийся на приглашение пилот стал бы так язвить.
Себастьян Буэми
Один из лучших пилотов мира, не участвующих в Гран-при, чемпион «Формулы Е» и мира в гонках на выносливость уже мог вернуться в «Торо Россо» в середине прошлого сезона (его приглашали до Хартли). У него на пути встали сразу несколько препятствий: грядущий переход команды на двигатели «Хонды» (Буэми является заводским пилотом «Тойоты» в WEC, и его работодатели точно не отпустили бы в стан конкурентов) и собственное нежелание.
«После одного сезона его снова бы уволили. У него не было бы ни малейшего шанса на переход в топ-команду, потому что машина оказалась бы неконкурентоспособна», – объяснил мотивы отказа товарища Вернь.
Вряд ли обстоятельства изменились всего за восемь месяцев, так что на повторное предложение Буэми тоже с большой долей вероятности ответит отказом.
Ландо Норрис или Стоффель Вандорн
В «Макларене» сейчас сложилась интересная ситуация с большим количеством переменных. Пока никто не знает, останется ли в команде Фернандо Алонсо, и по неофициальным слухам (упорно отрицаемых уокингским руководством) «оранжевые» решили разыграть место в «Формуле-1» между молодыми пилотами Ландо Норрисом и Ником де Врисом, выступающими в «Ф-2». Однако если «Макларен» продлит обоих боевых пилотов, то прежде всего Норрису придется подождать — и здесь «Торо Россо» как раз и может вступить в игру и соблазнить англичанина свободным кокпитом. Такой маневр может сработать: Ландо не раз заявлял о желании соревноваться в Гран-при, и у него хватает очков для срочного получения суперлицензии. Пусть Норрис и не входит в систему поддержки «Ред Булл», но и Макс Ферстаппен не числился вплоть до соглашения по дебюту в «Торо Россо» (после которого голландец докатал полгода в «Ф-3» уже под «бычьим» крылом). Кража столь сильного пилота, называемого прессой вторым Льюисом Хэмилтоном, может оказаться большой удачей для Гельмута Марко.
Если же Алонсо останется, а второй кокпит отдадут как раз Норрису, «Торо Россо» вполне может забрать Стоффеля Вандорна. Бельгиец — достаточно сильный пилот, и переход в систему «Ред Булл» даст ему второй шанс. К тому же, чемпион GP2-2015 уже связан с младшими «быками» через отца Шона Гелаэля: Рикардо поддерживает не только сына, но и целую плеяду талантливых гонщиков, которых и может протолкнуть в «Формулу-1» по уже наработанным каналам. А Стоффель через наклейки на шлеме уже со старта сезона рекламирует активы Гелаэля – индонезийскую франшизу KFC.
Im happy to announce my partnership with KFC Indonesia and have them with me on my helmet! You can find the link to my full helmet reveal in my bio?✅Can’t wait to be in the car for testing tomorrow! #SV2 #KFC #KFCIndonesia #JagonyaAyam pic.twitter.com/I1X8SH3e0u
— Stoffel Vandoorne (@svandoorne) February 26, 2018
Вряд ли Вандорн при случае откажется — все-таки место в «Торо Россо» лучше вылета из «Ф-1». Но при таком исходе «Ред Булл» можно будет смело заявлять о фактической смерти своей молодежной программы.