Пилотам «Формулы-1» вручают трофеи не только за победы
Пилотам «Формулы-1» вручают трофеи не только за победы
Июнь 2nd, 2018 admin Иногда хватает и девятого места.
У чемпионата мира не так уж и много доступных личных наград — всего 20-21 кубок за сезон за победы в Гран-при. Еще 40-42 «чашки» выдают пилотам за 2-3 места, но вряд ли гонщики с чемпионскими амбициями ценят каждый такой трофей. Все они стремятся к важнейшему кубку сезона — здоровенному болту (ну так уж он выглядит), которым отмечают новоиспеченного победителя «Формулы-1». Именно к нему пилоты и идут всю карьеру, иногда игнорируя все остальные многочисленные призы.
Но, как ни странно, главный кубок не является полным аналогом «Золотого мяча» или гоночной «Золотой бутсы». В «Ф-1» есть и другие престижнейшие награды, которые тоже достаются далеко не всем.
Трофей имени Лоренцо Бандини
Важная гоночная премия, учрежденная в 1992 году и названная в честь итальянского пилота «Феррари», выигравшего за карьеру один Гран-при и восемь подиумов. Он ни разу не боролся за титул и насмерть разбился во время заезда по Монако в 1967 году – а 25 лет спустя его имя увековечили в трофее, вручаемом удивившему больше всех пилоту «Формулы-1». Первым лауреатом премии стал земляк Лоренцо Иван Капелли, перед награждением трижды поднявшийся на подиум и перешедший в «Феррари». Признание гоночным миром не особо помогло итальянцу в дальнейшей карьере: он лишь трижды за весь сезон финишировал в очках за Скудерию (в основном коллекционируя сходы), вчистую проиграл Жану Алези и ушел в «Джордан», откуда его окончательно уволили за плохие результаты спустя три гонки.
После Капелли приз получали в основном уже более выдающиеся личности: Дэвид Култхард, Жак Вильнев, Джанкарло Физикелла, Алекс Вурц, Ярно Трулли, Дженсон Баттон, Хуан-Пабло Монтойя, Михаэль Шумахер (что интересно, только лишь в 2003 году), Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Фелипе Масса, Роберт Кубица, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Нико Росберг, Бруно Сенна, Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен, Лука ди Монтеземоло и Пьетро Феррари. Также дважды приз уходил целым командам: «Мерседесу» в 2015-м за впечатляющий прогресс, пришедший с началом турбоэры, и «Феррари» в 2017-м посл борьбы за титул на равных с немцами с тремя доминирующими сезонами за спиной.
Действующим обладателем трофея является Валттери Боттас.
Autosport Award
Престижная награда одноименного издания с несколькими номинациями: «Лучший пилот», «Лучший гонщик Великобритании» (присуждается соревнующимся в местных минорных сериях), «Лучшая машина» (ею в основном награждают чемпионские болиды «Формулы-1», но были исключения – например, в 2005-м награда досталась «Макларену», или в 2003-м отметили прототип «Порше»), «Лучший британский пилот» (присуждается только родившимся в пределах Альбиона) и «Новичок года».
В целом очень талантливый гонщик-англичанин, сходу сразившийся за титул «Ф-1», вполне способен одним махом забрать сразу три награды — что и провернул, например, Льюис Хэмилтон в 2007 году.
Кстати, лишь один раз приз «Лучшему пилоту» получил гонщик не из «Формулы-1» – Найджела Мэнселла наградили в 1993 году (его четвертый раз) несмотря на участие в CART (прообразе современного «Индикара»). А в 2014 году титул «Лучшего новичка» достался российскому пилоту Даниилу Квяту.
Трофей памяти Майка Хоторна
Приз учредили в 1959 году после смерти действовавшего на тот момент английского чемпиона Майка Хоторна в дорожно-транспортном происшествии ради чествования лучшего в отдельном сезоне «Формулы-1» пилота родом из Альбиона или стран Содружества (туда входят 52 страны, по большей части бывшие колонии Англии) во время следующего Гран-при Великобритании. Лишь однажды в истории обычай нарушили: в 1979 году приз ушел финишировавшему третьим в общем зачете Алану Джонсу вместо вице-чемпиона Жиля Вильнева. Канадец так в итоге и остался без награды — но ее в 1997 году прибрал к рукам его сын Жак.
Кстати, для получения приза даже необязательно бороться за титул: из-за формулировки условия награждения можно выиграть даже с девятого места в общем зачете — что и доказал Дженсон Баттон в 2005-м.
Чаще всего трофей вручали Найджелу Мэнселлу и Льюису Хэмилтону – по семь раз. И действующий чемпион мира и обладатель приза получит восьмой кубок в начале июля и побьет очередной национальный рекорд.
Лучший пилот по версии ESPY
Американский спортивный трофей, вручаемый c 1993 года местными каналами ESPN и ABC. Раньше им отмечали индивидуальные достижения в автоспорте, выбранные специальным комитетом, но с 2004-го эксперты переключились на составление шорт-листов из пяти человек, а определение лауреата перешло в онлайн для голосования болельщиков.
Чаще всего трофей получали пилоты NASCAR и «Формулы-1»: первые два кубка отхватил Найджел Мэнселл, а последним на данный момент лауреатом стал Льюис Хэмилтон, прервавший одиннадцатилетнее доминирование американских гонщиков. Самыми титулованными обладателями премии являются многократные чемпионы «Дайтоны» и NASCAR Джефф Гордон и Джимми Джонсон.
DHL Fastest Lap Award
Приз, учрежденный генеральным партнером «Формулы-1» DHL и вручаемый пилоту, собравшему наибольшее количество быстрых кругов за сезон. Во многом трофей придумали для сохранения хоть какого-то смысла и мотивации в борьбе за лучшее время на круге по итогам Гран-при, потому как оформить его не так уж и просто, но никаких дополнительных бонусов достижение не дает.
Первым обладателем приза в 2007 году стал Кими Райкконен, оформивший в том сезоне 6 быстрейших кругов и чемпионский титул (да и вообще кубок семь из одиннадцати раз оказывался в роли приятного дополнения к победе в общем зачете). Финн же является и рекордсменом: в 2008-м он победил с 10 наибыстрейшими «петлями» (в остальные года лауреаты выбивали не более восьми). Но чаще всего (по три раза) приз вручали Себастьяну Феттелю и Льюису Хэмилтону
«Пилот года Мартини»
Трофей, учрежденный алкогольной компанией «Мартини и Росси» в 1967 году для чествования лучших гонщиков на четырех колесах. Сперва вручался представителями концерна, а затем выбор лучшего перешел к американским автоспортивным журналистам и фактически превратился в национальную заокеанскую награду. По крайней мере, приз уже давно вручается только за выступления внутри Нового Света — так первым лауреатом стал Марио Андретти, гонявшийся на тот момент в NASCAR и аналоге «Индикара» (с другой стороны, ему же вручили трофей и в 1979-м за успехи в «Формуле-1»). Эмерсона Фиттипальди тоже наградили только в 1989 году после триумфа в CART, как и Найджела Мэнселла в 1993-м.
FIA Pole Trophy
Самая молодая награда, учрежденная лишь в 2014 году для пилота с наибольшим количеством поулов в сезоне «Формулы-1». Три последних приза получил Льюис Хэмилтон, но первым ее обладателем стал Нико Росберг. Трижды для победы хватало 11 поулов, и только в 2016-м англичанин оформил 12 побед в квалификациях и установил очередной рекорд.
Награды ФИА
Их учредили под эгидой Международной автомобильной федерации и впервые вручили в 2013-м на церемонии «ФИА Гала», где обычно раздавали победителям чемпионские кубки в обоих зачетах «Формулы-1». Сперва авточиновники запустили номинацию «Личность года» (первым лауреатом стал Роберт Кубица, следующим — Хэмилтон, а затем побеждал только Макс Ферстаппен), а в 2014-м к ней добавились «Новичок года» и «Маневр года».
Лучшими дебютантами за достижения в «Ф-1» становились Даннил Квят и все тот же Ферстаппен, победивший в «Формуле-2» в первый же сезон Шарль Леклер и Кевин Хансен, ставший самым молодым пилотом чемпионата мира по ралли-кроссу в истории.
Лучшими маневрами трижды признавались обгоны Макса Ферстаппена, а в 2017-м приз достался финскому раллисту Эсапекке Лаппи за прыжок во время португальского спецучастка.
McLaren Autosport BRDC Award
Приз, учрежденный «Маклареном» для чествования самого талантливого молодого английского пилота. Чаще всего награды удостаивалась главная звезда местной «Формулы-Форд» или «Формуле-3».
Начиная с 1989-го, награду «Макларена» получили такие ребята как Дэвид Култхард, Дженсон Баттон, Оливер Гэвин, Дарио Франкитти, Гэри Паффетт, Энтони Дэвидсон, Пол ди Реста, Оливер Терви и Оливер Роулэнд (еще в 2011 году!). В последние сезоны английская команда отметила пилота молодежной системы «Мерседеса» Джорджа Расселла, младшего брата Джолиона Палмера Уилла, собственного парня Ландо Норриса и победителя последнего Гран-при Макао Дэна Тиктума из системы «Ред Булл».
Трофей имени Тома Уиткрофта
Основана в 2002 году Кевином Уиткрофтом в честь отца, известного фаната автоспорта, владельца команды «Ф-2» и «Ф-1», трассы «Донингтон Парк» и одного из крупнейших коллекционеров гоночной и военной техники. Наградой его памяти удостаивали людей с немалым вкладом в развитие автоспорта и гоночной индустрии. За 16 лет лауреатами стали комментатор Марри Уокер, медицинский делегат ФИА доктор Сид Уоткинс, нынешний президент ФИА Жан Тодт, бывший супремо «Формулы-1» Берни Экклстоун, руководитель гоночного направления «Мерседеса» Юрегн Хюбберт, четырехкратный вице-чемпион «Ф-1» сэр Стирлинг Мосс, конструктор и владелец одноименной команды сэр Фрэнк Уильямс, бывший механик «БРМ» Рик Холл и генеральный директор «Астон Мартин» Дэвид Ричардс.