Особенности бухгалтерского учета на предприятии гостиничного бизнеса | Ремонт, строительство, отделка

Особенности бухгалтерского учета на предприятии гостиничного бизнеса

Предприятия гостиничного комплекса относятся к сфере оказания услуг и имеются свои особенности в организации финансово-коммерческой и хозяйственной деятельности, соблюдении требований законодательства о защите прав потребителей, бухгалтерского учета и налогообложения. В современных условиях гостиничный комплекс включает в себя: гостиницу, ресторан, аптечный киоск, организации розничной торговли и общественного питания (мини бары, кафе, кафетерии, буфеты, бары и т.п.), локальную АТС, пункт по обмену валюты, медицинские учреждения (например, стоматологический кабинет), автозаправочную станцию, парикмахерскую, прачечную, службу ремонта и. т.д.

Гостиница — это сложный хозяйственный комплекс по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта). Подробнее про бухгалтерский учет в гостинице читайте тут.

Гостиничный продукт может быть классифицирован по разным признакам. С территориальной точки зрения, он может быть международным, национальным, региональным, в рамках одного или нескольких объектов; с точки зрения вида — средством размещения (продукт отеля, гостиницы, мотеля, кемпинга); с точки зрения специализации — для отдыха, хобби, делового и спортивного туризма; с точки зрения клиентуры — для индивидуального приема, группового, молодежи и т.п.

Особенностью основного гостиничного продукта — гостиничного номера является ею фиксированность во времени и пространстве. Услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается, причем при покупке подразумевается только доступ к нему (гостиничному номеру), а не его владение, а также его использование в определенное время и в определенном месте.

Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Следовательно, понятие «услуга» имеет универсальное значение и не зависит от видов и направления деятельности туристических и гостиничных предприятий. — Главными характеристиками гостиничных услуг являются:

1) неотделимость, что предполагает осуществление производства и потребления услуги одновременно. Услуга оказывается на территории производителя (гостиницы), а не потребителя (гостя, туриста). Персонал гостиницы, производящий услуги, имеет непосредственный контакт с потребителем и потребитель рассматривает его как неотъемлемую часть самой услуги; : Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.

2) невозможность хранения (накопления) оказанной услуги. Производство услуги зафиксировано во времени и пространстве: если услуга (гостиничный продукт) не реализована в определенный день, то финансовые результаты деятельности гостиницы будут меньше;

3) неосязаемость. Услуги нельзя измерить, оценить до того, как они будут представлены;

4) сезонность колебания спроса. Спрос на услуги гостиницы возрастает летом и падает в зимний период, поскольку большинство туристов отдыхает в летние месяцы;

5) взаимозависимость. На объем реализации гостиничного продукта оказывают влияние: политические и социально-экономические условия в стране, маркетинговые решения, принятые туроператорами, тур агентами и непосредственно гостиницей, объемы привлечения гостей (туристов), уровень транспортного обслуживания.

Спрос на гостиничный продукт может колебаться каждый день, неделю или сезон.

Организационно-правовая форма предприятия гостиничного комплекса определяется Гражданским кодексом КР, согласно которому предприятия могут быть созданы в форме хозяйственных товариществ и обществ различных видов и унитарных предприятий.