Как сделать планограмму: основные методы и правила | Ремонт, строительство, отделка

Как сделать планограмму: основные методы и правила

При составлении важно учитывать следующие особенности:

  • площадь должна быть сопоставима с планируемым объемом продаж (нельзя занять 1 кв.м, если планируется реализовать по акции несколько тонн товара, для этих целей отводятся свободные площадки или акционные стеллажи);
  • необходимо помещать на стеллажах весь ассортимент товара, находящийся на складе магазина;
  • продукты, расположенные рядом, должны иметь аналогичные условия хранения;
  • компоновать нужно, разделяя продукцию на товарные блоки (отдельно бакалея, мясо, молочка);
  • упаковки должны красиво располагаться, ровно в ряд, как задумано производителем, для этого полки должны быть соответствующего размера.

Если говорить об особенностях размещения в пределах торгового оборудования:

  • в нижней части нужно расположить известные и популярные товары, покупаемые импульсно, для которых неважно решение покупателя, он берет их не задумываясь;
  • верхнюю часть, обычно на уровне глаз, должны занимать премиумные, дорогие и интересные продукты в особенных упаковках;
  • в средней части «на виду», располагаются акционная и другая продукция, считающаяся самой прибыльной, доходной.

Следует учитывать маршрут передвижения покупателей, а также логичность выкладки. Например, яйца часто покупают для выпечки, поэтому логично рядом расположить муку, разрыхлитель, джемы, крем, сливки и другие позиции для выпекания.

выбор товаров

Примеры выкладки товара

Приведем несколько наглядных особенностей размещения отдельных видов товарных единиц в торговом зале или на полках. Осветим некоторые важные принципы, которые следует соблюдать, чтобы сделать планограмму магазина эффективной, а средний чек — намного выше.

Пиво и напитки

В огромном ассортименте следует придерживаться нескольких правил:

  • стекло должно размещаться на среднем уровне;
  • экономичная пластиковая тара ниже;
  • необходимо распределить товар по отдельным блокам (вино белое сухое, полусладкое, сладкое и т. д. и только потом переходить к тем же классификациям розового или красного напитка);
  • ценовой сегмент: высоко — дороже, ниже — дешевле, средний — идеальное соотношение цена-качество, акционные и наиболее популярные);
  • самый ходовой товар должен размещаться в центре, чтобы до него и после него была возможность ознакомиться с другими предложениями.

Также не стоит забывать что на полках всегда должен быть порядок, важно, чтобы не было пустых мест, вовремя доставлялся товар.

Мебель

В мебельных магазинах тоже есть определенные правила:

  • наиболее выгодные предложения располагаются вначале (высокомаржинальные товары), чтобы побудить покупателей пройти дальше, а не остановиться на входе, испугавшись цен на элитные кровати;
  • постоянно нужно делать перестановку — правило движения очень хорошо работает в данном сегменте;
  • в композициях стоит ставить один дорогой и яркий предмет, в окружении дешевых и невзрачных, чтобы качество и привлекательность премиума были очевидны с первого взгляда;
  • четкое зонирование для каждой группы;
  • демонстрация решения житейских проблем (например, установка крупной кровати с вместительными шкафами трансформерами, чтобы осуществилась мечта о большом спальном месте, а все остальные вещи удобно поместились даже в маленьком пространстве.

Важно также при композициях подбирать элементы по дизайну, материалам, высоте и цвету. Чтобы завершенная экспозиция была практически готовым вариантом интерьера.

Строительный отдел

Рассмотрим несколько вариантов выкладки самых популярных товаров для стройки и ремонта:

  1. Строительные смеси. Это достаточно ходовой товар, поэтому его можно располагать в самом конце торгового зала, все равно к нему будут идти, если он нужен. Самые большие мешки внизу, сверху на полках меньший размер, на средней линии сопутствующие материалы для ремонта: клей, красители, растворители и др.
  2. Обои. Как показывает практика, их легче выбрать, когда они размещаются по цветам и коллекциям, придерживаясь привычного алгоритма: дешевле снизу, дороже — вверху.
  3. Керамическая плитка. Размещается по типу: напольная отдельно, для ванных комнат другим блоком и т. д.
  4. Мелкие товары. Для них используются отдельные стенды, размещаются недалеко от инструмента, у которого служат расходником, на хорошо освещенном и видном месте.
продажи в ритейле

Пример для склада

Чтобы рационально разместить продукцию на складе, следует придерживаться следующих правил:

  • самый ходовой товар размещать ближе к выходу;
  • необходимо разработать отдельные ячейки для хранения крупногабаритной продукции и мелочи;
  • актуально использование номенклатуры;
  • выкладка только маркировкой к проходу;
  • на верхних ярусах — товары длительного срока годности и поддоны;
  • следить за условиями размещения.