Как сделать планограмму: основные методы и правила
При составлении важно учитывать следующие особенности:
- площадь должна быть сопоставима с планируемым объемом продаж (нельзя занять 1 кв.м, если планируется реализовать по акции несколько тонн товара, для этих целей отводятся свободные площадки или акционные стеллажи);
- необходимо помещать на стеллажах весь ассортимент товара, находящийся на складе магазина;
- продукты, расположенные рядом, должны иметь аналогичные условия хранения;
- компоновать нужно, разделяя продукцию на товарные блоки (отдельно бакалея, мясо, молочка);
- упаковки должны красиво располагаться, ровно в ряд, как задумано производителем, для этого полки должны быть соответствующего размера.
Если говорить об особенностях размещения в пределах торгового оборудования:
- в нижней части нужно расположить известные и популярные товары, покупаемые импульсно, для которых неважно решение покупателя, он берет их не задумываясь;
- верхнюю часть, обычно на уровне глаз, должны занимать премиумные, дорогие и интересные продукты в особенных упаковках;
- в средней части «на виду», располагаются акционная и другая продукция, считающаяся самой прибыльной, доходной.
Следует учитывать маршрут передвижения покупателей, а также логичность выкладки. Например, яйца часто покупают для выпечки, поэтому логично рядом расположить муку, разрыхлитель, джемы, крем, сливки и другие позиции для выпекания.
Примеры выкладки товара
Приведем несколько наглядных особенностей размещения отдельных видов товарных единиц в торговом зале или на полках. Осветим некоторые важные принципы, которые следует соблюдать, чтобы сделать планограмму магазина эффективной, а средний чек — намного выше.
Пиво и напитки
В огромном ассортименте следует придерживаться нескольких правил:
- стекло должно размещаться на среднем уровне;
- экономичная пластиковая тара ниже;
- необходимо распределить товар по отдельным блокам (вино белое сухое, полусладкое, сладкое и т. д. и только потом переходить к тем же классификациям розового или красного напитка);
- ценовой сегмент: высоко — дороже, ниже — дешевле, средний — идеальное соотношение цена-качество, акционные и наиболее популярные);
- самый ходовой товар должен размещаться в центре, чтобы до него и после него была возможность ознакомиться с другими предложениями.
Также не стоит забывать что на полках всегда должен быть порядок, важно, чтобы не было пустых мест, вовремя доставлялся товар.
Мебель
В мебельных магазинах тоже есть определенные правила:
- наиболее выгодные предложения располагаются вначале (высокомаржинальные товары), чтобы побудить покупателей пройти дальше, а не остановиться на входе, испугавшись цен на элитные кровати;
- постоянно нужно делать перестановку — правило движения очень хорошо работает в данном сегменте;
- в композициях стоит ставить один дорогой и яркий предмет, в окружении дешевых и невзрачных, чтобы качество и привлекательность премиума были очевидны с первого взгляда;
- четкое зонирование для каждой группы;
- демонстрация решения житейских проблем (например, установка крупной кровати с вместительными шкафами трансформерами, чтобы осуществилась мечта о большом спальном месте, а все остальные вещи удобно поместились даже в маленьком пространстве.
Важно также при композициях подбирать элементы по дизайну, материалам, высоте и цвету. Чтобы завершенная экспозиция была практически готовым вариантом интерьера.
Строительный отдел
Рассмотрим несколько вариантов выкладки самых популярных товаров для стройки и ремонта:
- Строительные смеси. Это достаточно ходовой товар, поэтому его можно располагать в самом конце торгового зала, все равно к нему будут идти, если он нужен. Самые большие мешки внизу, сверху на полках меньший размер, на средней линии сопутствующие материалы для ремонта: клей, красители, растворители и др.
- Обои. Как показывает практика, их легче выбрать, когда они размещаются по цветам и коллекциям, придерживаясь привычного алгоритма: дешевле снизу, дороже — вверху.
- Керамическая плитка. Размещается по типу: напольная отдельно, для ванных комнат другим блоком и т. д.
- Мелкие товары. Для них используются отдельные стенды, размещаются недалеко от инструмента, у которого служат расходником, на хорошо освещенном и видном месте.
Пример для склада
Чтобы рационально разместить продукцию на складе, следует придерживаться следующих правил:
- самый ходовой товар размещать ближе к выходу;
- необходимо разработать отдельные ячейки для хранения крупногабаритной продукции и мелочи;
- актуально использование номенклатуры;
- выкладка только маркировкой к проходу;
- на верхних ярусах — товары длительного срока годности и поддоны;
- следить за условиями размещения.