Как рассчитать торговую наценку
В целях стимулирования сбыта товаров предприятия розничной торговли широко стали применять в своей деятельности систему скидок. Такое решение должно быть оформлено соответствующим распоряжением или приказом с указанием условий предоставления скидок, их размеров (процентов), периода применения, наименования товара или группы товаров, в отношении которых будут применяться скидки. Подробнее как рассчитать торговую наценку читайте тут.
Как правило, широкое распространение в розничной торговле получили скидки, предоставляемые покупателям в случае приобретения товаров в определенные дни недели, на крупную сумму или большого количества товаров, а также скидки, предоставляемые покупателям в предпраздничные и праздничные дни.
Согласно пункту 22 П(С)БУ № 9 «Запасы» для учета запасов в розничной торговле (а также как один из методов оценки стоимости выбывших товаров) является оценка по ценам продажи.
При этом под выбывшими товарами следует понимать не только товары, реализованные покупателям, но и товары, списание которых осуществляется вследствие недостачи, порчи, безвозмездной передачи третьим лицам и тому подобного выбытия.
Оценка по ценам продажи основана на расчете среднего процента торговой наценки, который характеризует удельный вес суммы торговой наценки, приходящийся на одну денежную единицу продажной стоимости товара. При этом П(С)БУ 9 подчеркивает, что оценка стоимости выбывших товаров в продажных ценах применяется предприятиями розничной торговли, имеющими значительную товарную номенклатуру с примерно одинаковым уровнем торговой наценки, под которой понимается разница между продажной (розничной) и первоначальной стоимостью товаров.
Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение продажной (розничной) стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки. Средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров.
Согласно пункту 22 П(С)БУ 9 для определения средней торговой наценки берется сальдо счета 285 «Торговые наценки» на начало периода и торговые наценки на полученные в отчетном месяц е товары (кредитовый оборот по счету 285 «Торговые наценки») и делится на сумму.
остатка товаров на начало периода сальдо счета 282 «Товары в торговле» и дебетовый оборот за месяц по счету 282 «Товары в торговле». В П(С)БУ 9 не говорится о торговых скидках.
Размер среднего процента торговой наценки на товары (Н%) можно выразить формулой:
(СНК 285 + К0285) | ||
Н% = | ——————————- | Х 100% |
(СНД282 + Д0282) |
где:
СНД 282 — остаток товаров в розничной торговле на начало учетного периода;
СНК 285 — не списанный на начало этого периода остаток торговой наценки;
ДО 282 — первоначальная стоимость товара, поступившего в продажу в учетном периоде;
КО 285 — сумма торговой наценки, начисленная на поступивший в учетном периоде товар, с целью доведения его стоимости до продажной.
Средний процент торговой наценки применяется для расчета и списания сумм торговой наценки, приходящейся на выбывшие товары. Эта сумма определяется как произведение продажной стоимости выбывших в учетном периоде товаров (например, в связи с их реализацией) на средний процент торговой наценки, исчисленный за соответствующий учетный период.
Сумма торговой наценки, приходящейся на выбывшие товары и подлежащая списанию в текущем месяце — Сн — определится выражением:
Сн = Ст х Н%
где:
Ст — продажная стоимость товаров, выбывших в текущем месяце;
Н% — средний процент торговой наценки, исчисленный за этот период.
На практике предприятия розничной торговли, которые в течение отчетного периода реализовывали товары с предоставлением торговых скидок, отражают данные операции согласно пункту 22 П(С)БУ 9.
Согласно с Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 3 «Отчет о финансовых результатах» (далее — П(С)БУ 3), доходы предприятия — это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала (кроме увеличения капитала за счет взносов собственников).
Согласно пункту 13 П(С)БУ 9 при заполнении «Отчета о финансовых результатах» (далее — форма № 2) в строке 010 «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» отражается общий доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг, без учета предоставленных скидок, возвращенных товаров и налогов с продажи (налога на добавленную стоимость, акцизного сбора).
Согласно пункту 17 П(С)БУ 3 в строке 030 формы № 2 «Прочие вычеты из дохода» отражаются предоставленные скидки, возвраты товаров.
Особенности отражения имеет скидка в розничной торговле, так как необходимо уменьшить и стоимость товара в рознице на сумму скидок, и торговую наценку. Поэтому необходимо использовать отраженные в таблицах бухгалтерские записи, хотя некоторые из них не предусмотрены Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций.