Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Способ закупки:
- если НМЦК больше 3 млн. рублей, то закупку нельзя осуществить запросом котировок;
- если НМЦК больше 600 тысяч рублей, то осуществить закупку у единственного поставщика по п.4 -5 ч.1 статьи будет невозможно (исключение -закупка товара в электронной форме).
Срок подачи заявки на участие в электронном аукционе:
- если НМЦК не превышает 300 млн. рублей, а при закупках подрядных работ 2 миллиардов рублей – срок размещения извещения в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- если НМЦК превышает т300 миллионов рублей, либо 2 млрд. руб. — для закупок подрядных работ, то извещение публикуется не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Установление обеспечения заявки:
Если НМЦК конкурса или аукциона больше 1 млн рублей, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.
Методы определения НМЦК
Существует пять способов расчёта НМЦК, которые разрешено использовать. Порядок установлен в статье 22 44-ФЗ и предусматривает слудующие методы:
- нормативный
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный;
- сопоставление рыночных цен.
Допустимо использование нескольких методов одновременно. В определённых случаях региональные органы власти устанавливают дополнительные способы расчёта НМЦК.
Сопоставление рыночных цен
Данный метод используется в первую очередь. Заказчик проводит следующие действия:
- Сравнивает цены необходимых товаров, работ и услуг у предполагаемых исполнителей контракта. Такая информация может быть получена из общедоступных открытых источников (сайты, каталоги, прайс-листы и т.д.).
- Запрашивает коммерческие предложения у производителей или подрядчиков. Сравнение цен производят только на однородные или идентичные товары, учитывая коэффициент отклонения.
- Публикует запрос цен сайте Единой Информационной Системы и проводит анализ цен из реестре контрактов.
Заказчик не рассматривает предложенные цены, если:
- поставщик входит в Реестр недобросовестных поставщиков;
- цены предложены анонимно;
- описание товара не соответствует предложенной стоимости;
- поставщиком не представлен детальный расчёт.
Цену из реестра контрактов можно увеличить. На рост влияет способ закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги:
- конкурс — до 10%;
- аукцион — 13%;
- запрос котировок и запрос предложений — 17%;
- закупка у единственного поставщика — цена не увеличивается.
Расчёт коэффициента отклонения
Способ расчёта НМЦК, заключается в проверке цены на однородность, и рассчёте коэффициента отклонения. Используется стоимость товаров, полученных от разных поставщиков:
- минимум три цены, если стоимость получена путём запроса коммерческих предложений;
- пять цен, если рассматриваются завершённые контракты.
Сначала проводится вычисление среднеквадратического отклонения по следующей формуле:

σ — среднеквадратическое отклонение;
Цi — цена;
«Ц» — среднее арифметическое всех цен;
n — общее количество цен;
i — номер источника цены.
Далее получают коэффициент отклонения следующим образом: V = (σ / ) × 100
Если результат решения составляет меньше 33%, то данные цены пригодны для использования в расчёте НМЦК.
Расчет нмц методом анализа рынка
После отбора цен и проверки их на однородность заказчик рассчитывает НМЦК по формуле:

V — количество товара, которое заказчик будет закупать;
n — количество цен, которые заказчик использует в расчёте;
Цi — цена, которую заказчик использует в расчёте, под номером i.
Нормативный метод
Применяется только в том случае, если в отношении закупаемого товара (работы, услуги) установлен соответствующая норма потребления и предельная стоимость товара (работы, услуги). Правила нормирования в сфере закупок можно посмотреть сайте ЕИС. Предел стоимости указан для того, чтобы госзаказчики не могли приобретать предметы роскоши или товары с ненужными характеристиками.
Для расчёта количество закупаемого товара умножается на его предельную цену:

V — это количество закупаемого товара или объём работ;
Ц — предельная цена.
В данном случае использование метода рыночного анализа также допустимо, но в рамках ограничения установленного норматива.